12 декабря 2012 г.

Перспективный

Оригинал изображения по щелчку
За уходящий, 2012 год, я прошел пять официальных собеседований на абсолютно разные должности.

  1. Специалист по борьбе с мошенничеством в фиксированной телефонии;
  2. Руководитель группы специалистов контактного центра;
  3. Инженер в группу межоператорского взаимодействия технического департамента;
  4. Специалист отдела поддержки процессов продаж и обслуживания на бизнес-рынке;
  5. Специалист в отдел хранилищ и баз данных.

Сначала дам краткий комментарий по каждой позиции, а потом поделюсь некоторыми обобщенными выводами, сложившимися в ходе собеседований. Сразу отмечу, что все должности и собеседования были проведены в рамках только одной компании. Другие компании в этом году я не рассматривал.

По первой позиции: все отлично, только в рамках реорганизации компании должность, на которую я претендовал секвестировали. Больше нет её. По второй позиции все ещё проще, "мы сделали выбор в пользу другого кандидата". По третьей позиции сказали, что пока не могут взять, что будут ещё искать и меня обязательно будут иметь ввиду. По четвертой позиции все хорошо, её я сейчас занимаю. По последней, предложение для меня просто ни о чем.

Более или менее приземленные руководители, ещё не увлеченные полетом своей карьеры говорят с одной стороны простую и банальную вещь: "у тебя есть потенциал", или что-то типа "ты перспективный". С другой стороны дают ясно понять, что нафиг ты такой заумный никому не нужен. "Хороший руководитель" должен взять на работу послушного, исполнительного и сообразительного. Чтобы все делал, при этом не роптал и ничего не надо было объяснять и ничему не надо было бы учить. Ах да, почти забыл, и ещё чтобы зарплата в 25 тысяч рублей для него была потолком желаний. Примерно так выглядит идеальный сферический рабочий в вакууме для обыкновенного работодателя.

А сейчас я попробую прикинуть с обратной стороны, каким должен быть идеальный сферический работодатель, обязательно в вакууме. Для меня важно понимать, что то, что я делаю нужно моему руководству и компании - только тогда я готов с гордостью ходить с блокнотиком и ручкой, на которых изображён бренд моей компании, только тогда она заслуживает уважение. Второе, работа должна быть интересной сама по себе: тут либо работодатель заботится о том, чтобы у меня были интересные задачи, либо не мешает как минимум, и помогает, как максимум, в реализации задач, поставленных мной же. Далее, никаких "перспективных" и "потенциальных" без текущего вознаграждения, обещания в виде будущего бонуса - это лишь журавль в небе, которым можно пренебречь в пользу синицы в руках, если видишь тот самый потенциал - реализуй его и заплати за него, даже если он не раскроется. На этом не стоит экономить - это инвестиции в собственную компанию, а не затраты на содержание кадров; затраты всегда с минусом, а инвестиции могут быть как рентабельными, так и нет - грамотный работодатель должен это понимать. 

Обучение и развитие. Несмотря на то, что этот пункт пересекается с предыдущим, речь здесь всё-таки немного о другом - о том, каким образом раскрывать тот самый потенциал. То, что нужно всегда и везде развивать способности "перспективных" многие забывают, поэтому эти самые перспективные развиваются самостоятельно, а в один из прекрасных дней, в какой-нибудь вторник их осеняет, что всё это время они занимались самоинвестированием и готовы открывать новые горизонты, теперь содержимое их головы стоит других денег и они идут искать этих возможностей в других местах. Работодатель отслеживает эти моменты и пресекает их ещё на стадии зарождения, направляя своего ценного работника в сторону вектора суммы интересов компании и интересов этого работника. И речь здесь не о бесплатных печеньках в офисе. И, пожалуй, последнее - комфорт работы сотрудника: ТМЦ, личное пространство, рабочее место, расположение гардероба и парковки, психологическая совместимость коллектива, рекреация, нематериальная общественная нагрузка (уход за офисными цветами, рыбками, организация неформальных мероприятий и прочее...). Сюда же можно отнести загруженность работника меньше чем на 100%. Это нужно для того, чтобы у него было время остановиться и подумать, что и для чего он делает. 

На этом мой поток мыслей заканчивается, после очередного, но неофициального и неформального собеседования. Давайте всё же подведём итоги нашего сферического работодателя, пункты расположены в порядке убывания важности:
  1. Обозначение значимости повседневной и разовой работы наемного сотрудника.
  2. Чередование задач, таким образом, чтобы у работников были как рутинные, так и творческие задачи. Причем часть из них он должен придумать себе сам.
  3. Прозрачная система оплаты труды, которая обязательно включает бонусы, а не только фиксированную ставку.
  4. Развитие как факт! Обучение, семинары, тренинги - на общие темы, на частные темы, на узкоспециализированные темы. Сотрудники учат других сотрудников, учебные программы от профессионалов, тренинги от сторонних поставщиков.
  5. Комфорт. Эта категория должна включать не только ДМС, оплату занятий спортом и пропуск на парковку, но и некоторые другие аспекты работы.
  6. Поощрение доли лени в работе людей. В нормальных условиях на работника возлагается уровень задач, с которым он может справиться. Но бывает так, что сегодня он может ничего не делать, а завтра сделает в два раза больше (или вчера сделал за два дня сразу). Пожалуй, что иногда, работнику можно дать время переждать этот момент стагнации, чтобы подстегнуть его дальнейшую работу, вместо того, чтобы придумывать пачку других задач. 
В общем, этого достаточно. Осталось только найти идеальных работников и идеальных работодателей. Но, самый простой способ - это стать ими!

Комментариев нет: